По преданию, Святогорская обитель была основана киевскими монахами-переселенцами в XIII веке – сходство с Киево-
Печерской лаврой усматривают и в горах, и в пещерах, и в монастырском укладе.
По другой версии, ее основали иноки Афонского монастыря. Еще полагают, что крепость в скале, ставшая потом монастырем,
была вырублена еще половцами. А пещеры – и вовсе первобытным человеком…
В одной из пещер прожил семнадцать лет святой Иоанн Святогорский. Затворник. Чудотворец. Преставился 11 августа 1867г.
Здесь его могила.
Восточнее монастыря – вилла Потемкиных. Князь Голицын, родной брат владелицы виллы, писал:
"Что же касается до места, то оно как будто нарочно создано для созерцания. Если быть где-нибудь монастырю, то в этом
месте скорее, нежели в каком-либо другом, по расположению на горе, у берегов Донца, среди дремучих лесов и самых
живописных местоположений."
(«Поездка в полуденную Россию к берегам Тавриды в 1844 году князя Николая Борисовича Голицына»).
Рассказывают, что гостившая здесь в августе 1861 года императрица будто бы воскликнула: «Это моя Швейцария!»
Стихотворение Анны Тютчевой, дочери поэта, в обработке отца:
Тихо, мягко над Украйной
Обаятельною тайной
Ночь июльская лежит –
Небо так ушло глубоко,
Звезды светят так высоко,
И Донец во тьме блестит…
(«Святые Горы», 1862).
В 70-е годы прибыл в Святые Горы и остановился в монастырской гостинице В.И.Немирович-Данченко:
"Монахи выбрали себе самые лучшие места. Самые красивые, самые живописные. Основатели обителей
несомненно были поэтами. В этом соловьином царстве они взяли себе прелестнейший уголок..." BR>
Стоит Святогорский монастырь у подножия меловой горы, на лесистом берегу Северского Донца, отражающего в зеркальной
поверхности и сосны, и скалы, и небо. Многолюдная обитель всегда славилась своею святынею — чудотворным образом
Святителя и Чудотворца Николая, явившегося, по преданию, в древние времена в самой середине Святогорской скалы.
Святитель Николай особенно почитаем у восточных славян. Именно ему чаще всего ставят свечи во всех православных
храмах не только моряки, покровителем которых он является, но и политики, и бизнесмены, и женщины, обеспокоенные
здоровьем своих домочадцев, и студенты, особенно перед сдачей экзамена. Мощи его находятся далеко от Руси в маленьком
итальянском городке Бари, хотя несколько частичек святых останков есть и в России, и в Украине. Монастырь несколько
раз закрывали и разрушали не только в ХХ веке, но и ранее. А небольшая церковь Святителя Николая, изящная и воздушная,
приютившаяся на самой вершине почти отвесной меловой скалы, всегда сохранялась, как и церковь Успения Богоматери,
расположенная ниже. Все остальные постройки периодически подвергались разрушению и разграблению. Однажды, в XVIII
веке монахи были угнаны татарами и консистории пришлось их выкупать. Несмотря на трудности,монастырь понемногу
строился, в нем были не только храмы, но и гостиницы, в которых паломники могли бесплатно жить в течение трех дней.
Был даже свой ботанический сад, где насчитывалось около ста пятидесяти сортов сирени. Паломники приносили доход,
и монастырь становился все краше и краше.
Поминают в монастыре добрым словом Татьяну Потемкину, родственницу знаменитого князя Таврического. Вместе со своим
мужем отдала она много сил для восстановления монастыря в XIX веке. Молятся в обители за упокой некоего послушника-пастуха,
который однажды вечером увидел знаменательный свет над засыпанной под землей и давно утерянной церковью Антония и Феодосия.
Пастух этот дожил до ста лет, но затем решился принять постриг. Нарекли его именем библейского долгожителя — Мафусаилом.
Монастырь неохотно раскрывает свои тайны нашим современникам: одни только подземные ходы и пещеры достигают не одну сотню
метров. Копать монахам в прошлом было легко, благо мел — порода податливая, хотя и не всегда прочная. Однажды меловая
скала, на которой стоял храм Николая Святителя, обрушилась, накрыв у своего подножия сотни меловых сосен, кстати, эндемиков.
Храм же остался на своем месте. Уникален он и тем, что вырублен в сплошной меловой скале, лишь часть стен и купол сделаны
из других материалов. К этой церкви ведет длинная обходная дорога, медленно поднимающаяся вверх среди нетронутого леса.
В конце дороги вы обязательно попадаете на открытую смотровую площадку, расположенную у самых стен храма. Вдохните полной
грудью свежий воздух этих высот, и вы поймете, почему монастыри строились именно в таких благословенных местах.
Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский и Харьковский, когда-то заметил: «Здесь так близко к небу, здесь так
далеко от земли!» Невероятно, что прямо под нами, в толще горы, находится маленькая пещерная Николо-Предтеченская церковь
со знаменитым квадратным столбом, упирающимся в белый потолок. Посетители каждый раз стараются унести с собой хоть
маленький белый кусочек с пола, хоть частичку мела. Бороться с этим довольно сложно, поэтому монах Вениамин, который
обычно сопровождает паломников в пещерных лабиринтах, разрешает приложиться ладонями в определенном месте белого столба.
Здесь уже появилось довольно большое углубление.